Быт в петровской России глазами иностранца


Юст Юль. Петровская Россия глазами иностранца. Краткая справка.

Датский посланник в России в период с 1709 по 1712 год. Во время своего пребывания в России, Юль вел дневник, который позднее лег в основу книги. «Дилетант» публикует небольшой отрывок, посвященный русскому быту начала XVIII века

За городом мне случилось видеть, как русские пользуются своими банями. В тот день был сильный мороз, но они все-таки выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как вареные раки, и прямо прыгали в протекающую возле самой бани реку. Затем, прохладившись вдоволь, вбегали обратно в баню. Потом выходили опять на мороз и на ветер и, прежде чем одеться, долго еще играли и бегали нагишом. В баню они приносят березовые веники , которыми дерут, скребут и царапают друг другу тела, чтобы лучше проникала теплота и отворялись бы поры.

На всю страну у них только три лекаря. Лечат они ото всех болезней, и пользуют всех, и больных, и здоровых. Первый доктор — как раз русская баня. Второй — водка, которую пьют, как воду или пиво, почти все, кому позволяют средства. Третий лекарь — чеснок, который русские употребляют не только как приправу, но и прямо так. Едят они его сырым, в любое время дня. Вследствие этого от них исходит ужасный запах, и приезжающий сюда в первый раз человек, не привыкший к такой вони, совсем не в состоянии сидеть у них в комнате, особенно если там собралось многочисленное общество.

В России в простонародье девицы или желающие слыть за таковых заплетают себе волосы в одну косу и на конце ее носят красную шелковую кисть вроде тех, что у нас привешивают к голове лошадям. Так у них отличаю девушек от замужних женщин. При выходе замуж коса немедленно обрезается. Если же умер кто-то из близких родственников девушки, то она расплетает косу. В течение какого-то времени, в знак траура, она ходит исключительно с распущенным волосами.

Видел я, также, как русские хоронят своих мертвых. Есть у них кладбище с деревянною часовней. К часовне с одного конца пристроено нечто вроде навеса, какие в Дании делаются над крыльцами. Под навес этот ставят гроб с покойницею и открывают его крышку. Туда кладут образ Богоматери. Перед ним стоит священник с кадилом в правой руке и с книгою в левой; он читает и поет над телом покойницы, крестится и кланяется. За ним располагается псалмопевец, которого в России именуют дьяконом. Он тоже читает, поет, кланяется и часто крестится. Рядом со священником стоял старик. Он плакал, выл и сильно жалобился, ибо умерла его сестра. Когда священник и диакон закончили, старик взял из гроба образ Богоматери. Гроб закрыли и понесли к могиле, а брат покойницы шагал впереди с образом в руках. Когда тело было опущено в могилу, священник, взяв лопату, три раза посыпал на него земли, причем всякий раз осенял его крестным знамением. Это напоминало обряд, соблюдаемый при датских похоронах. После этого, в то время как присутствующие бросали на гроб землю, священник снял с себя ризу.

При проезде или проходе генералов у всех караулов били в барабан. Я, однако, заметил следующее различие: когда идет генерал-адмирал, бьют марш, когда проходит генерал-майор — две дроби. А если проезжает обер-комендант — одну дробь.

Сюда ввезли из Лифляндии большое количество ржи и всякого зерна, ибо всем окрестным поселениям, до половины расстояния между Нарвой и Ревелем, назначено было платить подать зерном. Следует отметить, что привезенная рожь была совсем желтая и мелкая вследствие сушки, которой она подвергается в Лифляндии, равно как и в России, Польше и Литве. Тамошние крестьяне сушат хлеб, едва привозят его с полей. Сушка производится так: хлеб раскладывается в печах рядами; под ним в разводится жаркий огонь, затем печные двери затворяются до тех пор, пока зерно от этого жара достаточно не высохнет. Просушенное таким образом зерно может сохраняться в течение многих лет, не подвергаясь порче. Молотится и мелится оно после этого с удивительной легкостью. А мука, получаемая из сушеного зерна, сохраняется очень долго.

Так как русские весьма любят свои храмы и ревностно оберегают их ото всякого святотатства, то, по их мнению, церковь оскверняется и чрез посещение лицами иных вероисповеданий. Однако запрещение иноверцам входить в храмы не так строго наблюдается с тех пор, как нынешний царь, ознакомившись с другими христианскими народами, увидал, что они не такие грубые язычники, каковыми в старину считали их русские.

25-го. У русских начался долгий пост, длящийся от нынешнего дня и до Рождества Христова и называемый Филиппово-Яковлевским. Нельзя есть не только мяса, но и всего с мясом связанного. То есть, молока, сыра, масла и яиц. Всякий должен, напротив, довольствоваться разными рыбными блюдами, всегда приправленными луком, чесноком, льняным, деревянным и ореховым маслом. Русские не только употребляют эту отвратительную пищу, но, к тому же, одеваются неопрятно и грязно. Большинство из них обходятся без белья и распространяют от себя такой скверный, запах, что прожив три-четыре дня в каком-либо помещении или комнате, окончательно и на долгое время заражают в них воздух. Иностранцам оставаться там категорически нельзя.

Перед образами, нарисованными на домах или воротах, русские всегда по многу раз кланяются и крестятся. Однако, кроме этих поклонов, и крестных знамений, со словами: «Господи, помилуй», русские так несведущи и тупы по части христианской веры, что у нас трехлетний ребенок, получивший хотя бы некоторое воспитание, имеет больше понятия о своей вере, чем большинство взрослых людей в России. Насколько я могу судить, из пяти человек едва ли один сумеет прочитать «Отче наш». А умеющий, молитву, может быть, и прочтет, да тут же забудет.

Источник

Реклама

Один комментарий

  1. Много веков воспитания народа церковью привели к этому. Стоит так же заметить что за это время практически не было учёных, не было нормальных наук, гигиены и фармакологии. Ничего не было кроме церковной жизни.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s