Учение о переселении душ в христианстве?


Юстиниан I, Флавий Пётр Савватий Юстиниан, Юстиниан Великий, 483 -14 ноября 565,  византийский император с 1 августа 527

Юстиниан I (Флавий Пётр Савватий Юстиниан, Юстиниан Великий), 483 -14 ноября 565, византийский император с 1 августа 527

Пролистывая «Ключ из желтого металла» Макса Фрая, я посреди всяческой псевдомистической всячины, внезапно обнаружил такой замечательный кусочек текста:

«Вечные муки придумал император Юстиниан, чтобы подданным жизнь медом не казалась. Тот же самый красавец, который по просьбе своей жены отменил реинкарнацию.»

Здесь я немножко осел и пару раз перечитал написанное. Однако, бог с ним с адом и тем, кто его изобрел! Ибо вопрос о том, кто привнес в христианство вечные муки, мне представляется весьма сложным, запутанным и неоднозначным, поскольку многие исследователи подвергают сомнению сами библейские первоисточники, их датировку, авторство, более позднюю правку.

Понятно также, что Макс Фрай — тот еще достоверный источник. В добавок, учение о переселении душ, как мне кажется, уж совсем не вписывается в картину нынешнего христианского мировоззрения. Впрочем могла ли эта теория найти свое место в древнем христианстве? Вопрос интересный.

Портрет Оригена Работа неизвестного художника XVI века Гравюра на металле

Портрет Оригена Работа неизвестного художника XVI века Гравюра на металле

Как выяснилось, идею переселения душ в христианстве многие приписывают греческому христианскому теологу, философу и ученому Оригену. Однако же, сама идея Оригена существенно отличается от привычных представлений о переселении душ. Например, в соответствующей статье Википедии, его теория описана так:

«Ориген учил о предсуществовании человеческих душ — доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растений — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни.»

Сам Ориген в книге «О началах» свое учение излагает так:

Умирающие здесь обыкновенною смертью распределяются на основании дел, совершенных здесь, так что признанные достойными так называемой адской страны получают разные места, соответственно своим грехам. Также, может быть, и те, которые, так сказать, умирают там (на небе), нисходят в этот ад, признанные достойными обитать в различных лучших или худших, жилищах на всем земном пространстве и родиться от таких или иных родителей, — так что израильтянин может когда-нибудь попасть в число скифов, а египтянин — перейти в Иудею.

Далее, в своих более поздних работах Ориген вообще выступает с резкой критикой доктрины реинкарнации. «Толкование на Матфея»:

Допущение метемпсихозы или перевоплощения душ несовместно с кончиной мира, которую ясно утверждает Писание. Ибо если предположим, что всякая душа в течение нынешнего порядка вещей от начала и до конца мира воплощается не более как два раза, спрашивается: зачем она воплощается во второй раз? Затем ли, чтобы понести наказание за грехи первой жизни во плоти? Но если нет другого способа наказания души кроме послания её в тело, то очевидно ей пришлось бы воплощаться не два или три, а бесконечное число раз, и тогда уверению св. Писания, что небо и земля мимо идут, нет никакой возможности получить свое исполнение.

Но допустим и противное, то есть что души посредством воплощений будут все более и более усовершаться и очищаться, и что постепенно все более будет возрастать число душ, не нуждающихся уже больше в телах, чем само собой приблизится наконец то время, когда живущих во плоти душ или вовсе не будет, или будет очень мало; но в таком случае как же получат свое исполнение слова Писания, которое говорит, что суд Божий застанет в живых множество грешников, и что пред кончиной мира возрастет и переполнится мера беззаконий на земле? Затем, грехи тех, которых застанет кончина мира, будут наказаны по Писанию, не перемещением из тела в тело, а совершенно иным образом. Итак, если защитники перевоплощения допускают кроме описываемых в слове Божием наказаний ещё наказание переселением в новые тела, — то пусть покажут нам причины этого двойного наказания. Или же, что вернее, грешившие в телах будут нести наказание вне своих тел сами в себе в глубине собственной души своей.

«Беседы на Песнь песней»:

Далее, некоторые изыскивают здесь: облачается ли душа в тело единожды, и после того как она покинет его, не ищет его более, или же, однажды получив и покинув его, воспринимает его снова? И если она воспринимает его вторично, воспринимает ли она его навсегда или однажды снова придет день, когда она его снова отбросит? Но если, согласно авторитету Писания конец мира близок, и если сие тленное состояние сменится нетленным, то не кажется сомнительным, что в состоянии нынешней жизни она не может войти в тело во второй или в третий раз. Ибо, если это допустить, то необходимо воспоследует, что вследствие продолжительного такого рода последствий мир не будет иметь конца.

Чего уж больше? Но, давайте копать глубже, на всякий случай. По мнению профессора богословия протодиакона А. В. Кураева теории Оригена о предсуществовании душ также не были учениями о реинкарнации. Кроме того, по словам Кураева ни на 4-м ни на 5-м Вселенском соборе не осуждали идею реинкарнации. На этих соборах Оригена громили за другое, например, за идею апокатастасиса.

Вот что пишет Кураев:

Были осуждены: идея предсуществования душ; идея получения тела душою в качестве наказания; идея, соглас­но которой ангельские души могут переходить в челове­ческие и наоборот; о конечном исчезновении материи и о всеобщем спасении».  Среди 10 анафематизмов 543 г. и 15 анафематизмов 553 г. не было ни одного, гласящего что-то вроде «тем, кто учит, что человеческая душа может все­ляться в новые человеческие или животные тела, — да будет анафема».

Накануне Собора 543 г. император Юстиниан адресует кон­стантинопольскому патриарху Мине послание о необходимо­сти осуждения Оригена. Среди 23 выписок, сделанных Юс­тинианом из оригеновых сочинений и оцененных как еретичес­кие, нет ни одной, которая говорила бы о переселении душ.

Упоминание о переселении душ есть только в Послании Юстиниана Вселенскому Собору 553 г.: «Итак, Пифагор, Платон, Плотин и их последователи, как я сказал, едино­душно признавая души бессмертными, говорили, что они существуют прежде тел и что есть отдельный мир душ, что падшие из них посылаются в тела, и при том так, что души ленивых в ослов, души грабителей в волков, души хитре­цов в лисиц, души сластолюбцев в коней. Церковь же, на­ученная божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде, а дру­гое после, как казалось сумасбродству Оригена». Неслож­но заметить, что учение о переселении душ здесь приписыва­ется языческим философам, а не Оригену (на долю последне­го достается лишь обвинение в «предсуществовании душ»). И хотя вполне вероятно, что Ориген также допускал возмож­ность воплощения человеческой души в животных, похо­же, что ко времени императора Юстиниана даже самые последовательные оригенисты не проповедовали этой идеи.

Учитывая приведенные выше отрывки текстов из «Толкования на Матфея» и «Беседы на Песнь песней», о допущении Оригеном возможности воплощения души человека можно спорить. Однако, не в этом мысь Кураева. Он делает вывод, что:

Отсутствие такого осуждения означает, что собственно идея переселения душ была настолько чужда церковной жизни древности, что внутри церковной ограды даже не было необходимости с нею бороться. Именно в виду полного отсутствия идеи переселения душ не только в Церкви, но и в еретических движениях VI столетия, эта идея и не была осуждена антиоригенистскими соборами.

Как мне кажется, здесь важный момент. Осуждение Юстинианом I греческих философов, и упоминание Оригена, в связи с его теорией предсуществования душ, ошибочно связало Оригена с теорией реинкарнации. Путаницу еще более усиливает тот факт, что осуждающий Оригена пресловутый  эдикт Юстиниана (утвержденный на поместном соборе в Константинополе в 543 году), был ошибочно помещен издателями «Деяний соборов» в собрание актов V Вселенского собора, в то время как Оригена не обсуждали ни на одном из заседаний собора 553 года. Так, что в настоящий момент приходится согласиться с Кураевым, что, по всей видимости, у ранних христиан не было проблем с идеей реинкарнации, они её не рассматривали и не воспринимали как угрозу для религии.

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D0%BD

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BD_I

http://klikovo.ru/db/msg/8550

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s